Четверг, 28.03.2024, 21:26
Клуб Энгельсского военного училища ПВО
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Новые статьи
5-я батарея.
Воспоминания о былом
Генерал Уразов
Генерал-майор юстиции
Жизнь воспитонов
История 322-й учебной группы.
Ода Alma Mater
Полковник Болховитинов
Рассказывает Мацнев
Мини-чат
Друзья сайта
  • Сайт ЭВЗРКУ
  • Сайт ЭВЗРКУ ПВО
  • Сайт ЭВЗРКУ-77
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Воспитоны часть 3 продолжение









    Указом Петра I №2319 от 19 февраля 1711 года утверждалось точное штатное расписание военных оркестров с показанием музыкальных инструментов и сроками их эксплуатации.
    Во всех пехотных полках (в том числе и в гвардии) был учрежден штат военного оркестра, состоящий из одного гобоиста-иностранца (капельмейстера) и восьми гобоистов-русских, т.е. из девяти исполнителей.
    Кроме того, в полках имелось по шестнадцать ротных барабанщиков.
    Оркестры и барабанщики имелись также в кавалерийских, артиллерийских, инженерных и других полевых частях, а также в гарнизонных войсках.












    Вода в Волге в мае 1960 года из-за возведённой плотины под Сталинградом у Саратова поднялась на 11 метров, затопив острова. С острова Осокорье, напротив Энгельса пришлось переселять в степь на окраину города одноимённую острову деревню.
    Вот, что пишет об этом Илья Репин в своем блоге (местный блогер. Прим. админа):
    Осокорье — один из островов напротив городского пляжа, на котором находилась деревня с одноименным названием (говорят, что люди там стали селиться одновременно с Покровском). Основной контингент составляли бывшие каторжане, освободившиеся из мест лишения свободы преступники, которым запрещали жить в городах. Отсюда и второе название, неофициальное — Воруй-город, а еще Воруйка,  это название дали жители Осокорья. Официальное название поселка — Новое Осокорье.
    1мая 1960 г. советскую границу нарушил на У-2 летчик Пауэрс.
    Самолет Пауэрса был замечен уже у границы, однако благополучно пролетел над полигоном Тюра-Там (Байконур) и направился к центру атомной промышленности Челябинску-40. Первоначально навстречу Пауэрсу был срочно поднят высотный перехватчик Т-3, созданный к тому времени в КБ Сухого. Самолет, однако, не успели подготовить к старту. Летчик взлетал без скафандра на невооруженном самолете, имея приказ идти на таран. Однако скоростной перехватчик опередил тихоходный У-2 и промахнулся. Тогда были пущены ракеты. Под Свердловском американский самолет, наконец, сбили. Пауэрс катапультировался и был пленен.
    Впоследствии американского летчика обменяли на советского разведчика, полковника Абеля.









    После этих событий у нас в училище разнеслась новость, что капитан, расчет которого сбил самолет Гарри Пауэрс  1 мая 1960г, прибыл к нам на переподготовку. Сегодняшним читателям следует пояснить, кто такой Пауэрс и почему капитан стал знаменитым.
    То были годы активного военного противостояния СССР и США. Как объясняла нам официальная пропаганда, у США была информация, что наши ракеты класса земля-воздух не поднимаются выше 20 километров. Чтобы это проверить США решило запустить пилотируемый самолет-разведчик с заданием по возможности сфотографировать местонахождение наших пусковых комплексов, т.к. спутников-шпионов, летающих на высоте 100км. тогда еще не было. Вражеский самолет летел на высоте 20 км. со стороны Дальнего востока, будучи уверен, что находиться на безопасной высоте. Наши радары сразу обнаружили нарушителя и тут же по цепочке наверх пошли рапорты об обнаруженном нарушении границы вплоть до верховного главнокомандующего. От него ожидали принятие решения, а в это время самолет уже подлетал к Уральским горам и г. Свердловску. Майор Шугаев,  с первого пуска поразил цель, сбив хвостовое оперение У-2, а уже потом стал докладывать обстановку в свой штаб. Опытнейший летчик Пауэрс, сумел таки во время вывалиться за борт падающего самолета, и благополучно спустился на парашюте, и был тут же арестован и доставлен в Москву. А наш майор Шугаев, был награжден Правительственной наградой и отправлен, как поощрение, на переподготовку и как следствие, повышение в звании и должности.
    Пауэрс же через 108 дней  был обменен на нашего разведчика, арестованного в США, Рудольфа Абеля.



    Принят Закон СССР от 07.05.1960 "О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день", при 6-дневной рабочей неделе, а рабочая неделя до 42 часов.
    (Ранее в неделе рабочих дней 6, часов 48. Примечание В.Михайлов)



    А в 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции, был осуществлён переход на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями при 42-часовой неделе.







    27.05.60.



    24 мая кончили учиться, был последний звонок. Строились на линейку, нас поздравляли, играл духовой оркестр. Вывесили стенгазету «Последний звонок», изобразили меня за тромбоном. Сейчас готовлюсь к экзаменам. Смотрел «Поднятая целина», понравилось. Повторил все билеты за исключением физики. В понедельник сдаем первый экзамен литературу. Больше всего боюсь физики и истории.
    Начали готовиться к смотру военных оркестров. Учим наизусть марши и вещи для концерта.








    Специально для смотра наш оркестр разучивал концерт для фортепиано с оркестром №1 Чайковского. На фортепиано играл гражданский музыкант, хороший товарищ лейтенанта. Сначала наш оркестр отрепетировал свое, а потом уже стали приглашать пианиста.
    Смотр военных оркестров проходил в Саратове. Нас воспитонов и срочников, на время смотра разместили жить в казармах на улице Университетской, сейчас там художественное училище. Сам смотр проходил в парке Липки. Смотр включал в себя несколько направлений: строевая подготовка, обще оркестровая и индивидуальная; исполнение строевых маршей; исполнение классических произведений. В смотре участвовало несколько оркестров, тогда мы заняли второе место. В то время только-только начинали осваивать не строевые построения и игру на ходу, выполняя перестроения в разных направлениях. Но то, что делают сейчас, нам и не снилось.







    07.06.60.



    Уже сдал три экзамена. Литературу на «три». Писал тему: «За что я люблю и ценю поэзию Маяковского». Вторым сдавал алгебру на «четыре». Немного запутал с примером. Билет был №16. Третьим сдавал физику – «5». Достался билет №7. В четверг сдаю геометрию. Что-то не волнуюсь, наверно будет «три».
    Пока думаю остаться в оркестре еще на год: освоить тромбон и подготовиться в институт. Думаем поступать с Кулаковым в «Автодорожный».








    Скорее всего, я почувствовал, что армейская стезя не для меня. И только сейчас, когда пишу эти воспоминания, попытаюсь сформулировать свой выбор в институт на гражданку. С первых дней армия воспитывает в призывнике: «Забудь про себя! Свои рассуждения и свою волю! Твоя задача: понять и выполнять неукоснительно то, что требует от тебя командир». Причем, чем дольше служит солдат, офицер, тем больше он отвыкает самостоятельно думать. Его дело выполнять приказы и инструкции. Но вспомните летчика Чкалова. Сколько он бедненький отсидел на гауптвахте за самостоятельно принятые решения. Какой командир разрешил бы ему пролететь под мостом? И еще подумайте: сколько в армии было таких Чкаловых? Ответ: единицы. Наверно поэтому я и не остался учиться в нашем училище ЭВТУ.







    Летом во время отпуска хочу съездить в Ленинград, проездом через Москву на 20-ть дней, а на 10-ть дней к т/Тоси в д/о. Дома сделали новый забор с воротами. При подготовке к экзаменам часто бываю дома с ночевкой. Два раза купался на Ставу, раз в пруду у «Летной». Волга в этом году разлилась больше обычного, но вода еще холодная. Сделали набережную.







    После школьного выпускного вечера, стал сразу готовиться к поступлению в Автодорожный  институт, который кончал папа. Мне оказались нужны справка, что я являюсь музыкантским воспитанником, для подтверждения моей причастности к армии. И нужна характеристика из комсомольской организации. Замполит училища не хотел давать ни того, ни другого:
    - Мы воспитывали его, одевали, кормили, не для института. Он должен быть кадровым военным. Мы его без экзаменов в наше училище примем.
    На что наш лейтенант возражал:
    - Давайте отпустим, товарищ полковник, он учился плохо и потому в институт не поступит. Вот тогда он сам в училище попросится.
    На том и порешили и я все необходимые документы получил.
    На первом вступительном экзамене мы писали сочинение. Экзамен начинался в 9-ть часов утра. Чтобы не опоздать, я решил заночевать в институтском общежитии, однако, заблаговременно не оформился, а потому койки мне не досталось. Расположился на столе, не раздеваясь, благо, что кто-то дал мне подушку под голову. После такой ночи я был, конечно же, не в лучшей форме, что сказалось потом и на отметке. Все остальные экзамены, в том числе и на другой год я ночевал дома и ни разу к началу экзамена не опоздал.
    Сдавал экзамены я в форме. Все шло без неожиданностей, но вот на математике устно, я готовился отвечать за одним столом с познакомившимся накануне абитуриентом из Энгельса, который поступал уже в третий раз. Он никак не мог вспомнить ответ на один из вопросов  билета. Я активно стал ему помогать, чем и привлек внимание экзаменатора, который сказал:
    - Коваленко, за подсказку я вынужден вам снизить оценку на один балл.
    В результате вместо «четверки» он поставил мне государственную, как тогда говорили «тройку», именно этого одного балла мне и не хватило. Обида на преподавателя, который снизил мне оценку, задавая дополнительные вопросы – не обоснована. Да, я мог знать те вопросы, которые мне достались, но дополнительная проверка показала, что кругозор моих знаний ограничен. Поэтому в списке поступивших я себя не нашел. А тот, который трижды поступал, и на этот раз не поступил, как я узнал позже, а потом и вообще отказался больше поступать. А я, догуляв положенный мне отпуск, возвратился в часть. К моему провалу отнеслись безразлично, один только Миша Соболев успокаивал меня, воодушевляя не терять время и начинать готовиться вновь, поступать. Замполит впоследствии так и не вспомнил обо мне. Кто-то подсказал мне, что на Капроновом заводе открываются вечерние курсы для подготовки в институт, которые я успешно закончил и со второго раза в институт поступил.
    Неудача на вступительных экзаменах надолго выбила меня из душевного равновесия, так, что я и про дневник забыл.


    Как-то жарким летним днем я возвращался из Саратова на пароходе и меня остановил патруль из Летки:
    - Почему, товарищ солдат у вас расстегнуты пуговицы на воротнике гимнастерки? Ваши увольнительная и документы, удостоверяющие личность.
    Я достаю увольнительную записку и справку подтверждающую, что я музыкантский воспитанник. Офицер чрезвычайно удивился, что я не солдат, а какой-то воспитанник.
    Благо она была в десяти шагах, рядом с помещениями пожарной охраны, сейчас на этом месте краеведческий музей. Дозвонившись до дежурного по училищу и выяснив, что я не самозванец, меня отпустили, под честное слово, что больше я форму нарушать не буду.

    Про опоздание из увольнения, всем новобранца «старики» такой рассказывали случай. Старшина роты вызывает на другой день опоздавшего и спрашивает:
    - Ты почему вчера опоздал из увольнения?
    Солдат отвечает:
    - Возвращаюсь я из увольнения, вдруг слышу, поют Гимн Советского Союза. Ну, я остановился и встал по стойке смирно, пока Гимн не кончился, а нужный мне автобус в это время ушел.
    Вспоминается и такой случай бывший со мной в увольнении. Приходя домой, я переодевался по гражданке и с ребятами шел в парк. А вот некоторые моряки срочной службы, приехавшие домой на побывку, в парк непременно шли в форме, покрасоваться, показать свои брюки клеш, прямо скажу не уставные. Брюки расширялась, книзу начиная от бедра, моряки частенько вшивали в концы брючин кусочки свинца, колыхаясь на ветрy, таким образом они создавался образ"штормовой клеш". Про себя модники думали, что в сухопутном Энгельсе морских уставов не знают и напрасно так думали. Возле военной комендатуры «стилягу» остановил патруль, офицер самолично выдрал из брюк моряка вставки и в таком виде отпустил бедолагу на все четыре стороны. Ну и натерпелся же он насмешек, добираясь в таком виде до дома.

    Как-то Сергей с Женей Григорьевым и его десятилетним племянником отправились на резиновой лодке на коренную Волгу на тюфяки порыбачить. Случилось не предвиденное, резиновая лодка стала быстро спускать воздух, да так быстро, что ребята не успели даже собрать свои вещи. Но дело принимало трагический оборот, оказалось, что племянник не умел плавать и все внимание и усилие ребят были направлены, чтобы поддержать на плаву пацана и призвать на помощь взрослых рыбаков на дощатых лодках. Благо один дяденька быстро подоспел на помощь, затащил ребят в лодку и отвез на набережную. Здесь их ждала другая незадача, все вещи утонули, и домой, через весь город пришлось идти в трусах. Но больше всего Сергею было жаль новые красивые и модные кожаные сандалии. Это случилось среди недели, а когда в воскресенье меня отпустили в увольнение, то мы с братом, взяв лодку на прокат на лодочной базе, поплыли к месту крушения, чтобы якорь-кошкой протралить это место. Долго мы мучились, но без успешно, лодку наверно значительно снесло течением, т.к. на тюфяках он было самое сильное в наших местах. Рыбалки запоминаются не количеством пойманной рыбы, а случающимися приключениями.







    23.09.60.



    Вечер, я снова взялся за дневник. Приехали молодые. (Молодые - новобранцы. Прим. В.Михайлова)








    Солдаты батареи обеспечения защищали воспитонов, когда только что приехавшие салаги-москвичи, пытались нас как-то унизить:
    - Ты, молодой, послужи столько, сколько эти пацаны отслужили. Они уже службу поняли, а тебе только это предстоит!

    Батарея обеспечения располагалась напротив нашей казармы, а под одной крышей с нами находился транспортный взвод. Двое солдат транспортников произвели на меня впечатление. Один был чистюля и не потому, что не лазил под машину, а потому, что делал все чрезвычайно аккуратно. Даже офицеры удивлялись ему, как это у него получается не пачкаться. А парень был до армии сельским механизатором, но вот «чистюля» в нем сидел с детства. Не много таких я встречал за свою жизнь. Другой же был шофер, родом из грузинского села. Хотя и был он призван в 19 лет, но на вид ему можно было дать все тридцать лет. О себе он рассказывал, что односельчане расплачивались с ним только вином, и ему приходилось пить. «Как же я обрадовался, когда узнал, что призывают в армию. Ну, хоть три года поживу трезвой жизнью», - говорил он.







    Нам выдали новые двубортные шинели.
    За 25 дней после отпуска, я был дома всего три раза. Один раз заходил, когда ездили в Саратов, а два других, когда ходил в увольнение на 4 часа и то под предлогом.
    Хожу в библиотеку, читаю книги без разбора.









    В библиотеке училища, в то время работала библиотекарем одна женщина средних лет. Ее отличало чрезмерно назойливое употребление вежливых выражений. Тогда мне казалось, что хамство это скверно, но слушая эту чрезмерно вежливую даму, думалось, однако, и вежливость должна иметь границы!

    На ночные стрельбы курсантов из автоматов, я был направлен лейтенантом как сигналист. Стрельбы осуществлялись далеко за городом в сторону г. Маркса в больших и глубоких оврагах. Выезжали мы туда на нескольких бортовых автомобилях в темное время суток. Заранее над оврагом выставлялось оцепление, чтобы случайно кто не попал под обстрел. Курсанты по 5 человек выходили на пункт выдачи боеприпасов, получали патроны, которые выдавал старшина, и выдвигались по команде на исходный рубеж, где проводился инструктаж. На огневом рубеже заряжалось оружие, и производился доклад о готовности к стрельбе. Командир каждому показывал его мишень. Из положения, лежа курсанты, поражали мишени трассирующими пулями. Это так было красиво! Выполнив упражнение, стрелявшие докладывали: «Курсант такой-то стрельбу закончил!» Выслушав последний доклад, командир подавал команду: «Встать, предъявить оружие к осмотру!» После этого стрелявшие шли осматривать мишени, а командир отмечал попадания, подсчитывал очки и выставлял набранные отметки. Я – сигналист, дублировал команды командира, подавая сигнальной трубой сигналы: «Внимание», «Огонь», «Отбой». Стреляли курсанты долго, а под утро командир спрашивает меня: «Стрельнуть хочешь?» И это он спрашивает у 16-тилетнего, не только хотел, но и мечтал! Со мной стрелял сам командир, предварительно подавая команды, как и курсантам. Я не помню, сколько набрал баллов, но удовольствие получил на всю оставшуюся жизнь. Запомнилось, и как мы возвращались в часть в кузовах бортовых машин. У каждого борта был назначен ответственный, а я сидел в середине. На кочках очень трясло, но мы так устали и хотели спать, что засыпали тут же после каждого толчка. Особенно боялись, чтобы доска, на которой сидели не выпала из посадочного гнезда в борту, тогда со всего маху мы бы обрушились на свои ноги и не миновать переломов. Но, слава Богу, все обошлось благополучно.

    Учебная программа училища предусматривала тогда совершение марш-броска для курсантов в полной боевой выкладке: вещмешок за плечами, скатка шинели через плечо, карабин на плече, на ремне подсумок для патронов. Все свободные от нарядов курсанты выстраивались в походную колонну и под звуки строевого марша отправлялись за ворота училища. Когда последняя рота покинула училище, нас музыкантов посадили в автобус и повезли за город, обгоняя маршировавшую колонну курсантов. Построившись у обочины дороги, мы маршами встретили первые ряды совершавших марш-бросок. Лица курсантов раскраснелись, ворота гимнастерок были расстегнуты, а сапоги покрывала густая пыль. Но настроение марширующих было бодрое, пели строевые песни, шутили. Проводив последних, мы вновь погрузились в автобус, который привез нас на конечный пункт назначения. Здесь мы вновь играли марши, поднимая курсантам настроение, некоторые из которых уже сидели в кузовах машин сопровождения, т.к. растерли ноги портянками.















    Продолжение








    Copyright MyCorp © 2024
    КТО НА САЙТЕ
    Форма входа
    Поиск
    Календарь
    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Архив записей
    Сообщества
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz