Четверг, 25.04.2024, 04:45
Клуб Энгельсского военного училища ПВО
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Выпуски училища [12]
Выпуски училища по годам
Истории училища посвящается [5]
Статьи и заметки об училищной истори, командирах и преподавателях.
Статьи Совета Ветеранов [2]
Материал подготовленный Советом Ветеранов для публикации в СМИ
Училищные списки [1]
Всевозможные списки: групп по годам выпуска, пофамильные учебных групп, кафедр, отделов, подразделений училища.
Списки от Совета Ветеранов [2]
Списки ветеранов училища на 17.04.2010; и другие публикации списков.
Дела училищные [1]
Статьи и репортажи обо всем что относится к общеучилищным событиям
Новые статьи
5-я батарея.
Воспоминания о былом
Генерал Уразов
Генерал-майор юстиции
Жизнь воспитонов
История 322-й учебной группы.
Ода Alma Mater
Полковник Болховитинов
Рассказывает Мацнев
Мини-чат
Друзья сайта
  • Сайт ЭВЗРКУ
  • Сайт ЭВЗРКУ ПВО
  • Сайт ЭВЗРКУ-77
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Истории училища посвящается

    Ода Alma Mater


    Ода Alma mater

    Alma mater … Это латинское словосочетание относится к учебному заведению, давшему путёвку в жизнь его выпускнику, который посвятил избранной профессии всю свою сознательную жизнь. Именно для меня alma mater стало Энгельсское училище ПВО ВМФ (оно же зенитно-артиллерийское, военно-техническое, радиотехническое, высшее зенитно-ракетное командное училище противовоздушной обороны страны – таковы его названия в различные периоды его существования). Училище стало для меня и моих однокашников отправной точкой в дальнейшей военной карьере, которой отдано 32 календарных года. И где бы ни служил, а после увольнения в запас, училище было для меня образцом в службе, оно не было похоже на другие училища, может потому, что ему пришлось пройти свой путь через неимоверные трудности, в том числе и бытовые. Нет, к сожалению, теперь этого учебного заведения, в 1994 году оно было ликвидировано по чьей-то злой воле, не просуществовав и 50 лет, хотя оснований для его ликвидации, полагаю, не было, потому-что на закате своей деятельности оно готовило офицеров ракетчиков по боевому применению, новейшего по тем временам, зенитно-ракетного комплекса С-300. Училище имело, к тому времени, высокопрофессиональный командный и профессорско- преподавательский состав, отличную учебно-материальную базу, великолепный учебный полигон и другую сопутствующую инфраструктуру. Как просто, одним росчерком пера, было ликвидировано военно-учебное заведение, которое подготовило для страны тысячи высокопрофессиональных офицеров для войск ПВО, в которое государство вложило огромные финансовые средства. У нас в России есть дурная привычка (к сожалению это так) всё ломать через колено, с хрустом, с кровью, с криком и стоном от невыносимой боли. Так поступили и с училищем. В результате такой ломки, за воротами, предоставленными сами себе, оказался практически весь преподавательский и командный состав. Многим пришлось устраиваться не по профессии и образованию, лишь бы выжить. Из высокого и высочайшего начальства это никого не волновало. Как то, что бывший Министр обороны России маршал Сергеев С. вдруг снял с северного направления России около сотни полков и других частей ПВО, уничтожив единое радиолокационное поле (лети любой летательный аппарат с кем и с чем угодно, до самой белокаменной). То были конец 80-х - начало 90-х годов. И кто-то же инициировал ликвидацию училища, насколько понимаю, не сверху, мои бывшие коллеги, очевидно догадываются.
    Мне, как его выпускнику, а затем и педагогу в училище, по- человечески жаль, что его больше нет. Оно было по – своему уникально и несколько необычно, до конца дней своих сохранило эдакий разудалый флотский шарм, а когда, где-нибудь, особенно на полигоне Капустин Яр,( мне пришлось там отслужить 17 лет), встречались выпускники разных лет, и никто не удивлялся, услышав, я Энгельсский. Значит свой!








    Начало военной карьеры

    В конце мая 1956 года пришла повестка из Азовского, что в Ростовской области, военкомата о призыве в ВМФ. Я был рад, ибо начитавшись книг о флоте, имея родственников моряков и пообщавшись с земляками, там служившими, мечтал служить даже 4 года. Сборы были недолгими, распрощался с родными и близкими и вскоре был на призывном пункте в г. Батайске. А там тьма- тьмущая нашего брата – призывника, сновали важные флотские офицеры и шустрые старшины. Судьбе и начальству было угодно предложить пятерым (в том числе и мне) поступать в военно-морские училища. Предложение было принято, мне досталось училище ПВО ВМС, почему-то под номером в/ч 70019. С необходимыми документами, вдвоём с приятелем, мы двинулись в неизвестный Саратов. Признаться, брали сомнения: какой флот может быть на реке Волге? Через пару дней, без приключений и с пересадкой, добрались до Саратова и узнали, как добраться до Энгельса. Моста через Волгу не было и на речном трамвайчике мы причалили к деревянному пирсу. А где же Энгельс? А там, - махнула куда-то рукой женщина попутчица. Среди пассажиров оказались два флотских лейтенанта, и мы двинулись за ними. Офицеры сияли белоснежными кителями и фуражками, золотыми погонами с красными просветами и кортиками (сейчас их бы их непременно отняли, но тогда … ). Это были выпускники прошлогоднего выпуска, ехали в отпуск с Северного флота и решили заехать в училище. Пешком, через весь город, а потом через заброшенное кладбище, мы, наконец-то добрались до места назначения. Оказалось, что училище расположено на окраине города, а далее, как позже узнали, был легендарный лётный городок с ревущими день и ночь самолётными двигателями. И встретило училище двух юных путников белым зданием учебного корпуса с колоннами, КПП со строгими матросами, густой зеленью деревьев, строями курсантов и матросов, важными морскими офицерами. Но это, на наш взгляд, было не главным. Главное, однако, была расположенная справа от КПП …. настоящая, как нам показалось, боевая позиция с зенитными пушками и другой техникой. Там шли занятия, звучали команды, стволы пушек то опускались, то поднимались, что-то звенело и громыхало. Мы стояли, разинув рты от удивления, заворожено глядя на весь этот сложный военный организм. Сомнения были забыты и решение принято – отсюда никуда. Быстро сдали и оформили документы, матросик отвёл нас в пункт приёма абитуриентов, нас определили для проживания и последующей сдачи вступительных экзаменов в деревянное здание клуба. Набили матрасные мешки и подушки соломой, строгий матрос баталер (новое слово для нас) выдал постельное бельё, накормили, как показалось с дороги, вкуснейшим обедом и потекла абитуриентская жизнь с ежедневными уборками территории, заправками коек, мытьём полов, самоподготовкой. Таких, как я, было много, со всех концов Союза, многие были в армейской и флотской форме, в курилке звучали разные и интересные байки, разговоры, слухи. Командовали нами матросы и сержанты, не особо строгие. Мы быстро перезнакомились, помогали друг другу решать задачи. Едины были во всём. Конкурс составлял 3 - 4 человека на место и надо было серьёзно готовиться к экзаменам.




    Город. Училище.

    Оказалось, что название Энгельс город получил в 1931 году, а до этого он назывался Покровском и был столицей немцев Поволжья, входящей в состав РСФСР. В годы своего царствования Екатерина !! пригласила в Россию немцев, дала им землю, в том числе и на Волге. Они заселились, быстро освоились на новом месте. Жили колониями, были законопослушны, трудолюбивы, культурны. Построили и проживали в добротных кирпичных домах, по выходным ходили в кирхи. Растили пшеницу, варили отменное пиво, в заволжских степях пасли скот, изобиловали небольшие свинофермы. Главное, они прекрасно уживались с местным населением, а в нашу расхлябанность привносили элементы организованности и дисциплины. В Покровске была целая слобода бурлаков, которые таскали баржи по Волге. Город издавна был перевалочным пунктом солевых обозов из астраханского Баскунчака, а в Анисовке, что чуть южнее Энгельса, функционировал крупнейший в Европе мясокомбинат, которому более 100 лет. С началом войны по личному приказу Сталина в короткие сроки всех немцев Поволжья выселили в Казахстан и Сибирь. Сколько их там сгинуло, одному богу известно, но многие и там обустроились и прижились. И только в конце 50-х им разрешили вернуться на свои земли.
    Энгельс вошёл в историю и тем, то на территории авиагородка ( Лётка, как называли его тогда, да и сейчас ) и аэродроме проходили подготовку первые космонавты Союза, а 12 апреля 1961 года в 18 км южнее Энгельса завершил свой полёт первый космонавт планеты Ю.А.Гагарин. В Энгельсе родился, учился и стал известным детским писателем Лев Кассиль, автор известной « Страны Швамбрании».
    В конце войны в здании бывшего немецкого пединститута было образовано Саратовское военно-морское подготовительное училище, куда принимали мальчишек после окончания 7 классов, и первыми его учащимися стали эвакуированные с острова Валаам юнги ( о них писал Лев Кассиль в повести « Дорогие мои мальчишки» ). Там же проходили подготовку младшие артспециалисты ПВО флота. А в 1951 году 27 июня на базе СВМПУ было создано училище ПВО ВМС, а через год, 25 июля 1952 г. заместителем Военно-Морского Министра вице-адмиралом Н. Виноградовым новому училищу было вручено боевое Знамя с бело – голубым флагом на красном фоне. Вот под этим Знаменем мы и начали учиться военному делу.
    Учились учителя и ученики. Не простыми были бытовые условия. Казармы, как принято говорить, сборно-щелевые, такие же и столовая, склады, артиллерийские и автомобильные парки. Воду в кубрики носили вёдрами. Все удобства на улице. Капитальными были только учебный корпус №1 и №2, а учебная позиция, где находились пушки, станции орудийной наводки и прочая техника – за КПП через дорогу. Первым начальником училища был генерал-майор И.К.Трегубенко, до назначения в училище – заместитель Командующего ПВО Балтийского флота. Мне довелось поступать и учиться при генерал-майоре Мирошникове Д.Д. и Мешкове Н.А. На всю оставшуюся жизнь в памяти эти прекрасные командиры. Генерал-майор Мирошников Д.Д. – высокий, стройный, подтянутый, в безукоризненной форме. Никогда не чурался общения, как с офицерами, так и с курсантами, с матросами. Иногда присаживался в курилке с курсантами, позволял себе выкурить «самокрутку» с махорочкой, а курсантов угощал папиросами « Казбек». Интересовался учёбой и бытом, по - отечески общался, слегка заикаясь. Я лично сам пару раз был свидетелем этого (самокрутку правда не скручивал). Не зря его называли «батей» и не обходили стороной при встрече, а уж как он отвечал любому на приветствие – закачаешься! А вот его заместитель по строевой части полковник Меджитов был грозой, особенно для тех, кто передвигался без строя. Надо было или бегом бежать и при встрече с ним переходить на строевой шаг. Если не успел перейти на этот самый шаг, то так « отдраит», что запомнится надолго. Но никогда не заставлял докладывать непосредственным командирам. Любил строи, которые пели песни.
    … И всё бы ничего, но с 1956 года над всем ВМФ нависли грозовые тучи: весной в г. Севастополе взорвался, перевернулся и затонул линкор « Новороссийск», унесший многие жизни членов экипажа. Военно - Морского министра Адмирала Флота СССР Н.Г.Кузнецова сняли с должности и понизили в звании до вице-адмирала, а само министерство упразднили. Бывший в то время Министр обороны Маршал Советского Союза Г.К.Жуков ( известна его ревность к военным морякам, и на суше и на море они дрались отчаянно, фашисты их в плен не брали ) обрушил на них свой суровый гнев и власть. В армейскую форму начали переодевать береговые части, артиллерию, ПВО, морскую авиацию. Досталось и училищам - были расформированы Выборгское училище морской пехоты ( его убрали в 1954 году, а часть курсантов перевели в наше Энгельсское училище, после этого спорт резко пошёл вверх ), а также Ейское училище морской авиации и другие.
    Между тем миновали вступительные экзамены, мандатная комиссия. Выдержавшие их, в том числе и автор этих строк, были зачислены курсантами, а рижские нахимовцы – без экзаменов. Кстати, на мандатной комиссии начальник политотдела полковник Чеснок А.Т. предупреждал всех, что флотской формы не будет и, что мы будем одеты в армейскую форму. Но куда там: мечта стать офицером ПВО ВМС была основополагающей (правда, недовольны были нахимовцы, но прошло время и они успокоились). Одели нас в армейское х/б, сапоги с портянками (за 32 года службы так к сапогам я и не привык и не люблю их до сих пор), затем правдами и неправдами мы доставали флотские тельняшки и носили их (начальство нас за это особо не ругало, а может и сами также носили). Офицеры начали примерять хромовые сапоги и портупеи.





    Учёба

    Быстро пролетели два месяца курса молодого матроса. Командирами взводов были стажёры Выборгского училища морской пехоты в звании старшин. Ребята крепкие, выносливые, жёсткие, гонявшие нас крепко, но понимали, что мы ещё салажата, слабаки. С другой стороны нас надо было хоть как-то подготовить к нелёгкой службе в зенитной артиллерии. И они это делали неплохо. Старшину Володю Гордейко я запомнил на всю жизнь. Благодаря его двухмесячному труду я никогда в жизни не сачковал от физо и строевой, за что, забегая вперёд, меня уважал наш училищный доктор Платов Юрий Николаевич. Между тем мы научились стрелять из карабина, грести на шлюпках (в армейской-то форме), маршировать, вязать простейшие морские узлы, исчезла и физическая немощь. Постепенно мы созрели к приёму военной присяги, что и случилось в конце сентября, накануне нового учебного года. Момент торжественный, с выносом Знамени, с приветствием начальника училища, начальника политотдела и учебного отдела. В те времена ритуал принятия присяги был гораздо скромней, чем сейчас. Однако в столовой нас ждал вкуснейший обед, а после обеда разрешили спать, кто и сколько захочет. Местных ребят отпустили домой, их уже ждали родители на КПП.
    После принятия военной присяги нас распределили по дивизионам и батареям. Я попал в 1 дивизион, которым командовал подполковник Казьмин, требовательный и довольно жёсткий, но, как показалось, спокойный. За три года учёбы ни разу не слышал, чтобы он повышал голос. « Выдавал на орехи» всегда спокойно, понятно и только за дело. Кстати, курсанты 1 и 2 дивизионов должны были изучать 100 мм пушку КС-19, а 3 дивизион - 57мм пушку. Определили нас в 1-ю батарею, командиром которой был капитан Таляронок В.А. ( до училища служил на Тихоокеанском флоте, а до флота учился в Житомирском зенитно-артиллерийском училище, так что хорошо знал как надо носить армейскую форму). Поначалу он показался слишком официальным, строгим и педантичным. Но за этим можно было увидеть душевность и простоту, а также заботливость. В батарее был только один курс в составе 3-х взводов. Это было гораздо проще, все мы были равны и в правах и в обязанностях. Первый взвод, где я числился, принял лейтенант Березовский Виктор Филиппович, одессит, юморист, Хоть и строгий, но доступный и без панибратства. Закончил Одесское мореходное училище, совершил два кругосветных плавания. Не знаю, что заставило его стать офицером зенитчиком, но материальную часть он знал прекрасно, кроме того был очень хорошим воспитателем. А как красиво он носил флотскую форму – на белом кителе ни пятнышка, белый чехол на фуражке был натянут с особым шиком. Не зануда и не вредный, с каждым из нас общался по-особому и доступно объяснял возникающие порой проблемы. Виктор Филиппович прекрасно знал математику, был эрудирован и образован. Мы брали с него пример, и это пригодилось в моей дальнейшей службе. С ним в дальнейшем мне пришлось увидеться на испытательном полигоне Капустин Яр. Он был уже в звании майора, службу проходил в оперативном отделе Одесской зенитно-ракетной бригады. На тот момент он закончил физмат Одесского госуниверситета. К сожалению, не знаю, как сложилась его дальнейшая жизнь.
    1 октября 1656 года мы впервые вошли в учебные аудитории. Занятия начались с основ высшей математики. Вёл этот предмет К.А.Богословский, математик он был великолепный. Строгий, списывать и шпаргалить не давал, говоря: « приходите на консультацию, всегда помогу, но списывать не дам, это не способ получения знаний». Золотые слова, я их запомнил и поступал всегда так и только так, когда в 1977 году встал за кафедру в своём родном училище в качестве преподавателя, но уже высшего и затем, когда преподавал в гражданском вузе. А занятия по теории стрельбы зенитной артиллерии под руководством майора Туктарова М.Т. были для нас праздником, настолько доходчиво, с лёгким восточным акцентом, он читал нам лекции, проводил семинары и практические занятия. Но самой любимой для меня стала дисциплина по изучению материальной части пушки КС-19, где всё можно было потрогать, разобрать, собрать узлы и детали. А когда на уже знакомой позиции начались занятия по переводу орудия в походное и боевое положение, вот тут и пригодилась хорошая физическая подготовка. Правда, несколько неуютно чувствовал себя во время марш-бросков с полной выкладкой, но это прошло довольно быстро. Мне, южному человеку, с трудом давались лыжные кроссы, но и это одолел, знал, что это надо. Прекрасные давали знания такие преподаватели, как майор Глушаница ( по радиотехнике), майор Семёнов (электротехника), капитан 2 ранга Гоппе( военно-морская подготовка) и другие. Кормили нас отменно, аппетит был великолепный, особенно после практических занятий на позиции. 4 раза в день: на завтрак - крепкий чай, белый хлеб с добрым кусочком настоящего сливочного масла, сахар и до обеда хватало. Потом были обед и ужин, а в конце дня - вечерний чай. А после вечернего чая, традиционная вечерняя прогулка в составе батареи с морскими песнями. Бытовые условия были тяжеловаты. В кубриках не было водопровода, поэтому воду носили вёдрами от колонки в 500 литровые квадратные ёмкости ( для дневальных это было сущей каторгой, кроме того это удовольствие было уготовано и для разного рода нарушителей).
    Все три года учёбы я оформлял батарейные стенгазеты и ленкомнаты, и, как правило, занимал первые места (реже вторые) на училищных конкурсах.
    В училище была хорошая традиция: выход в город всего личного состава под оркестр во главе с командованием училища. Всё было очень торжественно, при большом скоплении местных жителей. Ходили, как правило, по улице Тельмана, по Маяковского выходили на площадь, там отдыхали и по Нестерова возвращались в училище. Но потом это мероприятие отменили. Разнообразен был и досуг. В увольнение ходили в город, просто в кино, на танцы - в «физкультурку» или в « дом учителя». Неплохо было и в училище, в клубе постоянно устраивались вечера отдыха с местной молодёжью, конечно, нас больше интересовали девчата в основном из техникумов, медучилища. Было в общем-то весело и непринуждённо. Играл духовой оркестр, на вечерах присутствовали и офицеры со своими жёнами. Всё было очень красиво и здорово.
    Весна 1957 года порадовала нас - мы первокурсники, впервые в жизни участвовали номерами расчётов в стрельбе из пушек. Первое упражнение- стрельба по танкам. На всю жизнь запомнился первый выстрел: от досылки снаряда в казённик до выстрела доли секунды, но они показались вечностью. Стрельба была успешной и мы впервые почувствовали себя артиллеристами, понюхали запах пороха и нарочито громко разговаривали между собой: как же – заложило уши… Позади остался первый курс, перед убытием в отпуск обязательная полоса препятствий, после которой за отпускным билетом и домой. Почему подробно вспоминаю о первом курсе? Потому, что всё было новым, необычным, кое-кто не выдержал, таких отчисляли и в Севастополь на береговые батареи. Лично для меня года было достаточно, чтобы определить свою судьбу.
    С сентября 1957 года началась учёба на втором курсе. Мы повзрослели, наша батарея со второго семестра ещё первого курса стала состоять из взводов 1,2, и 3 курсов. Никаких проблем не было, жили дружно: третьекурсники помогали осваивать боевую работу на пушках. Нас,первокурсников, не обижали, по - братски относились к нам. И на втором курсе эта структура осталась прежней. Занятия проходили в строгом соответствии с учебным планом. Жизнь шла своим чередом. Теперь уже мы, второкурсники, помогали, как могли, первокурсникам. Кстати, из них, первокурсников нашей батареи, курсанты Фиткулин Олег- стал генерал-лейтенантом, а Джумабаев Мухтар в 1975 году вернулся в училище преподавателем на 2 кафедру. Время шло и казалось ничто не предвещало перемен. В училище всё чаще стали появляться армейские офицеры. Наш взвод принял ст. л-т Чеботаренко Б.А., а ст. л-т Березовский В.Ф.принял 2-ю батарею. И вот однажды утром в столовой во время завтрака появился армейский генерал-майор со свитой ( позже выяснилось, что это был начальник Вузов Войск ПВО страны Набойкин) и с удивлением громогласно вопрошал, - а что это за чаепитие? Почему курсанты не едят второе? Ему пытались объяснить, что это норма плавсостава. Но куда там! На следующий день мы питались, как армейские курсанты и были рады, что отменён вечерний чай. После этого поползли слухи, что училище будет военно-техническим и войдёт в состав Войск ПВО страны. Прощай флот! И ещё услышали, что будем изучать новое оружие. Какое? Зенитные управляемые ракетные снаряды (ЗУРС). Но об этом все говорили шёпотом. Резко усилился режим секретности. Слухи об изучении ЗУР стали явью. Заполнили анкеты на допуск, особисты провели с нами занятия по соблюдению требований режима секретности и со второго семестра мы начали изучать ЗРК С-75 « Двина». За полтора года мы должны были пройти трёхлетний курс технического училища. Вскоре появились армейские офицеры-преподаватели, но и наши преподаватели не лыком были шиты - после курсов по переподготовке, они прекрасно проводили занятия, одновременно учились сами и учили нас. Когда впервые увидел в аудитории ракету - 1 Д, то не поверил: неужто она может летать и сбивать самолёты? Оказалось, что могли и ещё как! Наш выпуск был первым ракетным, и командиром был, уже 4 батареи, был капитан Самойлов Ким Павлович. Было тяжко, но освоили и выучились. За что мы до последних дней будем благодарны нашим старым добрым преподавателям Ф.Шелегину, И.Сухареву, А.Фалалееву, В. Дробышевскому, Е.Рожкову и другим. Весной 1959 года наша войсковая стажировка проходила в Свердловском полку , которым командовал полковник Гайдеров, дивизион которого в 1960 году сбил американский самолёт-разведчик U-2. Во время стажировки нам посчастливилось увидеть тогдашнего Главнокомандующего Войсками ПВО страны Маршала Советского Союза Бирюзова С.С., который инспектировал Уральскую Армию ПВО. Во время его обхода, узнав из которого мы училища, в шутку спросил: « какая форма лучше, морская или армейская?» На что мы дружно ответили, конечно же морская. Усмехнувшись, Главком ответил: « моряки на фронте дрались отчаянно, это дорогого стоит!» И вот в августе1959 года финал: мы получили дипломы, офицерские погоны. В добрый путь нас напутствовал начальник училища генерал-майор Мешков Н.А.. Наш взвод без потерь закончил училище. Жаль было расставаться, мы привыкли друг к другу, но как поётся в песне Л. Утёсова: « На Запад поедет один из вас, на Дальний Восток другой».
    ПО распределению попал служить в одну из частей 6-й Ленинградской Армии ПВО, что под Гатчиной и этому был очень рад, ибо Гатчина – Родина моей матери, деда. Часть, куда попал служить, была технической батареей, обеспечивающая 62-ю зенитно-ракетную бригаду. Жили мы в одном городке с учебным Центром рядом с живописным местечком Учхоз. В учебном центре проходили переучивание части ЗРВ. Кого только не было там: и лётчики, и танкисты, и сапёры и минёры. Зенитно-ракетный полк, сформированный из военных моряков, в силу морских традиций каждый день проводили подъём и спуск бело-голубого флага. Им это разрешил начальник учебного центра полковник В.Черкашин.
    И началась для меня офицерская жизнь в должности старшего техника по заправке ракет окислителем. Капризные ЗАКи, боевая готовность, частые тревоги (боевые или учебные, не знали никогда), подготовка ракет для дивизионов- это была хорошая школа для молодого офицера. Скучать и ныть было некогда, благо быт наш был налажен, питались в офицерской столовой, обзавёлся друзьями, ездили в Гатчину посидеть в « Дубках» (местном ресторанчике). В свободное время, которого было мало, занимался живописью, по выходным в соответствии с планом выходного дня возил своих подчинённых в Ленинград в музей Эрмитаж, Русский музей, музей блокады Ленинграда. Словом, обычная войсковая жизнь расслабиться не давала и потихоньку превращала нас, молодых лейтенантов, в профессионалов. В этом была большая заслуга командира части полковника Баранова, замполита подполковника Бондарчука, начальника отдела подполковника Стародуба, капитана Курбатова и других. Конечно же, условия службы по заправке ракет горючим и окислителем были экстремальны. Кто служил там, тот знает. Громом среди ясного неба в середине декабря 1960 года был приказ прибыть в отдел кадров Армии, что на Измайловском проспекте. Офицер – кадровик, тоном , не терпящим возражений, известил: «лейтенант, поедешь служить в Москву-400». И увидев на моей физиономии вопрошающий взгляд, уже по - доброму, добавил: « Ты увидишь там всё самое современное и новое, и будешь принимать участие в испытаниях того, о чём мечтают в войсках». Так оно потом и произошло. За 17 лет службы я прошёл путь от техника химической лаборатории, начальника станции заправки компонентами ракетных топлив до младшего научного сотрудника научно-исследовательского управления №2 в/ч 29139. Довелось принимать участие в испытаниях ЗРК С-25 ( ракеты 207А, 207Т, 217, 218, 5Я25), ЗРК С-75 ( все виды комплексов Десна, Двина, Волхов с соответствующими типами ракет – от 1Д до 20Д), ЗРК С -125 « Нева», автоматизированные системы управления АСУРК -1А, Вектор всех модификаций, Сенеж, радиолокационных станций и комплексов, системы « Пароль». Участвовал в разработке ТТХ на АСУ « Байкал».
    В 1972 году без отрыва от службы поступил и в 1977 году закончил Военную Краснознамённую академию химической защиты. А в феврале 1977 года мне предложили по окончании вуза перейти на преподавательскую работу в… Энгельсское ВЗРКУ ПВО. Предложение было принято и в августе 1977 года я оказался в своей alma mater на должности преподавателя дисциплины « ОМП и защита Войск ПВО « на кафедре №2, начальником которой был Богуцкий Дмитрий Сергеевич, мой сослуживец по полигону Капустин Яр ( впоследствии мы стали хороши друзьями, жили и общались до его кончины в Белоруссии). Своё успокоение он нашёл на своей малой Родине в деревне Занарочь, Мядельского района Минской области. При жизни часто вспоминал своих коллег по училищу, где учились и закончили его односельчане – золотой медалист л-т Стома, л-ты Богуцкий М. (племянник Дмитрия Сергеевича), Глуховский И., высоко ценил и с благодарностью отзывался о начальнике училища генерал-майоре Солдатове В.Т., начальнике учебного отдела полковнике Макашове В.Я.



    18 лет спустя

    Ехал в Энгельс с двояким чувством: с одной стороны был рад, что буду проходить службу в родном училище, с другой – опасался, как пойдёт становление в качестве педагога. Забегая вперёд, скажу, что сомнения были напрасны. После многих лет отсутствия нашёл, что город моей юности изменился в лучшую сторону, стал крупным промышленным центром, многоэтажным и даже с троллейбусными маршрутами и соединился с Саратовом солидным (по тому времени) мостом через Волгу. Ну, а училище… из среднего оно стало высшим, со всеми подобающими вузу атрибутами: профессорско-преподавательским составом, учебными аудиториями и кафедрами, новыми дисциплинами и соответствующим статусом, материально – техническим обеспечением, и выросшим сроком обучения (с 3 лет до 4-х). Каждый выпускник училища по окончании училища получал диплом о высшем образовании государственного образца. Увидел в прекрасном состоянии старый и добрый учебный корпус №1, на месте бывшего пустыря добротные трёх-четырёх этажные казармы, и отсутствие старых, « сборно-щелевых», прекрасный строевой плац и рядом, достраивающийся учебный корпус №3. А в глубине территории ровными рядами располагались просторный автопарк и склады различного назначения. Функционировали два КПП, новая медсанчасть, стадион, курсантская и офицерская столовые.
    … В Энгельс приехал в конце августа, представился руководству училища и прибыл на кафедру №2, которая располагалась на 4 этаже учебного корпуса №1. Предстал пред ясными очами начальника кафедры полковника Дмитриева А.В. и его зама полковника Гриснюка В.П. До начала учебного года оставалось 5 дней, мой непосредственный начальник подполковник Богуцкий Д.С. был в отпуске, а 1 сентября по расписанию у меня была первая лекция. Можно представить моё состояние: ещё мало знаком с училищем, занятия проводил на полигоне только в системе командирской подготовки. А тут сразу первая лекция( тем более, что на кафедре были более опытные преподаватели подполковник Джуматаев М.) запланированная на меня. Но текст лекции был готов ( автор Богуцкий ). Подготовился, почитал дополнительную литературу, да материал лекции был более чем знаком. И 1-го сентября в качестве новоиспечённого преподавателя встал за трибуну перед первокурсниками набора 1977 года. На лекции присутствовали свободные от занятий коллеги-преподаватели. С первых минут скованность пропала, видимо сказался солидный опыт изложения протоколов испытаний на полигоне Капустин Яр, в основном перед солидным начальством, и дальше всё пошло нормально. Сам « разбор полётов» после проведения занятия прошёл вполне доброжелательно, коллеги отметили некоторые недостатки, посоветовали, как их устранить. Второй день занятий ( две пары ) также прошёл удачно. Так состоялся преподаватель, затем старший - начальник химслужбы училища. И пошло поехало…
    Не стану перечислять только положительные моменты в своей службе. Были и минуты непростые. Первый год надо было где-то жить. Квартиры не было, пришлось снимать частный дом с удобствами во дворе. Хозяева - нормальные и весьма добрые люди, жили и работали в пансионате « Светлые дали» и наведывались в свой дом раз в три месяца. А на службу приходилось выходить несколько раньше, если дождь, то обязательно надевать резиновые сапоги. В 1977 году стал подполковником, а с февраля, после увольнения подполковника Богуцкого в запас, был назначен старшим преподавателем. Работы прибавилось. Для курсантов подготовил и издал конспект лекций, затем учебное пособие применительно к специализации. Занятия старались проводить совместно с кафедрами №3,9 и 10. После увольнения в запас начальника кафедры п-ка Дмитриева А.В. его зама п-ка Гриснюка на кафедру прибыло пополнение – подполковники Новиков В.С. и Попов А.В., оба кандидаты военных наук. В гору пошла военно-научная работа курсантов.
    В 1983 году мне присвоили звание полковника. Вместо шапки ушанки начальник вещевой службы майор Калюжный Н. уверенно надел на мою голову папаху. В подчинение прибыли преподаватели подполковник Яценко В.П. и майор Воробьёв А.Н., которые быстро вошли в « колею» и затем успешно и интересно проводили занятия.
    … Однажды в 1985 году меня неожиданно вызвал к себе в кабинет начальник училища генерал-майор Солдатов В.Т., там же присутствовал и его заместитель по учебной работе полковник Макашов В.Я., который без всяких вступительных слов произнёс буквально: « Юрий Георгиевич, в соответствии с решением руководства вузов Войск ПВО с целью улучшения агитационной работы по отбору абитуриентов в училище нам предложено снять фильм об училище. Съёмки будет проводить киностудия МО СССР. Но для этого необходимо написать сценарий». Кинолюбительством я не занимался, но фотография была одним из любимых занятий, писать ничего не надо, ловишь момент, щёлк затвором и затем любуйся. А тут – киносценарий. Я не знал, что ответить. Начальник училища порекомендовал съездить в другие училища для обмена опытом. Выбрал КВИРТУ, Пушкинское училище радиоэлектроники, Ленинградское ВЗРУ. Командировки в вузы дали очень мало, фильмы были, но сняты были по принципу – что вижу, то и снимаю, чисто любительские. Только в КВИРТУ было что-то похожее на то, что хотел найти. Тем временем подошёл 1986 год и в марте на киностудии МО состоялись сборы авторов литературных сценариев в масштабе вузов МО. Оформил командировку, занял место в купе саратовской « девятки» и вдруг в купе заходит … В.Я.Макашов. До того наши взаимоотношения были только служебные и официальные. Правда иногда мы виделись и не совсем официально, особенно когда приходилось обсуждать учебно-методические материалы. Виталий Яковлевич всегда был доброжелателен, корректно указывал на недостатки и официоз растаивал сразу. И таких моментов было много. Оказалось, он тоже ехал на эти сборы, но я об этом не знал.
    Первый день сборов был на основной базе киностудии, что на Рязанском проспекте. Было интересно, выступали ведущие режиссёры, кинооператоры и другие киношники. Нас разделили по секциям. Ракетчикам, ПВО и морякам достался филиал киностудии, который располагался в Подлипках на территории фирмы С.П.Королёва. На следующий день из гостиницы ЦДСА автобус доставил участников сборов в пункт назначения – филиал киностудии МО. Выйдя из автобуса, я остолбенел: участников сборов встречал невысокий, плотного телосложения, седовласый полковник, в котором я узнал… Славика Дунаева, моего друга по Энгельсскому училищу. Последний раз мы с ним виделись в 1968 году на полигоне Капустин Яр на площадке 31, когда он был в составе группы слушателей ВПА имени Ленина и прилетел на пуски ракет. Встреча была недолгой, всего минут 30, но мы были рады и этому. И вот такая встреча, я был счастлив. Вечерком у него дома « приняли на грудь» по чарочке за встречу и будущее сотрудничество. Так и получилось. Святослав Николаевич, выпускник ЭВТУ 1959 года, закончил успешно ВПА им. Ленина, остался в академии в лаборатории технических средств обучения, увлёкся кинолюбительством, которое переросло в профессиональное кино, закончил режиссёрский факультет ВГИКа, и проходил службу уже редактором на киностудии МО СССР. Профессиональный кинорежиссёр в документальном кино, пробовал, и успешно, себя в актёрской работе у режиссёра Нахапетова, снял не один десяток хроникально-документальных фильмов. Киносценарием о нашем родном училище занимался лично, назначил режиссёром (он же оператор выпускник ВГИКа) Щурия Александра Павловича, « пробил» в ГЛАВПУРе всё, что было необходимо для начала работ над фильмом. И в конце сентября 1988 года в большой аудитории 3 учебного корпуса состоялась премьера фильма « За чистое небо в ответе». Начальник училища генерал-майор Трофимов Ю.А. оценил мой вклад в создание фильма грамотой и часами « Командирские». Не знаю, как он оценил ещё одного автора сценария В.Я.Макашова ( в титрах фильма « авторы сценария» значатся двое: автор этих строк и В.Я.Макашов. и это более чем верно), который несмотря на свою служебную занятость, помогал, чем мог, хотя это может быть в большей степени было прерогативой политотдела. Художественный совет филиала киностудии МО СССР оценил хроникально-документальный фильм « За чистое небо в ответе», как фильм 1 категории. А это дорогого стоит! С.Н.Дунаев второй экземпляр фильма подарил мне и,забегая вперёд , скажу, что в 1989 году уже в городе Борисове в кинотеатре « Октябрь» успешно прошла его вторая премьера. О самих съёмках намеренно не пишу, ибо это тема отдельного разговора, ряд рабочих моментов истёрлись из памяти, может быть ныне здравствующие участники съёмок помнят больше. И, между прочим, во время съёмок меня от проведения занятий никто не освобождал.
    Время неумолимо. Решение уехать из Энгельса созрело давно. Октябрь 1988 года запомнился на всю оставшуюся жизнь: сборы, упаковки и прочие атрибуты переездов. Обращение к Ю.А.Трофимову пожить до получения своей квартиры в Белоруссии, как делается в нормальном обществе (в Энгельсской КЭЧ не возражали, нужно было только разрешение начальника), положительного решения не получило. И 20.10.1988 года мы уехали в Белоруссию.




    Вместо эпилога.

    … Вот уже 24 года, как я уехал из Энгельса. За это время прошла целая эпоха. Развалился (или целенаправленно развалили? ) СССР, в моей жизни произошла целая серия событий личного характера. Обустройство на новом месте не прошло бесследно. Надо было перестраиваться в Белоруссии ( так она называлась до начала 90-х). Пришлось адаптироваться к новым условиям жизни, изучать культуру и историю этого народа, учитывать менталитет белорусов, традиции, язык. Почему выбрал для проживания Борисов? Это крупный промышленный город, расположен в восточной части Белоруссии с развитым железнодорожным транспортом, имеет замечательную историю. В 1812 году при форсировании реки Березина были окончательно разбиты французские войска, а сам Наполеон, бросив их, с позором бежал.
    Через два с половиной года я получил хорошую квартиру, с работой проблем не было, сразу по приезду я стал работать на заводе по ремонту радиоэлектронной техники ( ЗРК С-200 « Вега») производственным мастером, инженером – метрологом. Затем 10 лет работал в РУП « Борисовский центр стандартизации, метрологии и сертификации», а с 2003 по2010 годы – старшим преподавателем Минского частного института управления и предпринимательства ( Борисовский и Молодечненский филиалы). Теперь Беларусь - моя вторая родина, здесь нашли успокоение моя мать, старший брат, проживают мои близкие родственники – дочь, внуки и их семьи. Конечно, и у нас в республике есть свои проблемы. Нельзя казать, что наше молодое государство является мононациональным. На его территории проживают белорусы, русские, поляки, евреи, татары и др. Но хватает места всем. Белорусский и русский языки являются государственными. Следует иметь в виду, что в советское время Белоруссия была сборочным цехом СССР, особенно по части машиностроения ( Минский тракторный, автомобильный, моторный заводы, БелАЗ, Могилёвский автозавод, Борисовские заводы БАТЭ, «Автогидроусилитель», нефтеперегонные заводы в Мозыре и Новополоцке), предприятие « Интеграл», завод холодильников « Атлант», есть химическая промышленность и другие. В Беларуси высокопроизводительное сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. И это в стране, не имеющей богатых природных ресурсов, разве что калийные удобрения. НЕ говорю уж о высочайшем научно-техническом потенциале работников науки и культуры, производства, сельского хозяйства. Беларусь почти полностью кормит себя, помогает и соседям – Москве и Питеру. Хватает правда и проблем: финансовый кризис, резкий взлёт цен буквально на всё ( даже на спички), рынком, в основном, и не пахнет, индивидуальное предпринимательство под колпаком у государства – всякие проверки то комитетом госконтроля, то другими чиновниками ( когда-то и я был госинспектором). Словом живём мы пока при социализме.
    ..Много лет прошло с тех пор, как я покинул саратовскую землю. Но желание побывать там вновь перевесило все « против», и вот я на саратовской земле. Ехал в автобусе и мне не верилось, что я снова в местах, которые дали мне путёвку в жизнь. Откровенно говоря, Энгельс я не узнал, если бы ехал один, мог бы заблудиться. Город помолодел, исчезла городская вонючка (клеевой завод), улица Тельмана изменилась до неузнаваемости, много новых современных зданий. Городом я восхищён, нет уже пустыря по пути в «лётку». Радует, что аэродром кипит лётной жизнью. Но абсурдна какая-то башня на площади Энгельса, нелепо торчат сиротливые бетонные столбы будущего торгово-развлекательного центра( детище Лужкова и его супруги и фирмы « Интеко»), которому, возможно, уже не суждено быть достроенным. А вот когда зашёл на территорию училища, то был сражён наповал тем, что увидел. Ужас! Не стану подробно описывать увиденное, я, думаю, это видели многие. Так бездарно угробить то, что создавалось десятилетиями, куда были вложены огромные народные деньги, и так бездарно, преступно пустить на ветер всё. Кому принадлежит идея уничтожить один из лучших вузов? Те, кто сейчас живут в Энгельсе, возможно догадываются. Пусть живёт память об училище, добрая, благодарная! Сердечное спасибо коллегам, которые берегут память об училище, как могут. Его музей, дорогие сердцу экспонаты. И то, что на 60-летний юбилей приехали со всех концов бывшего СССР выпускники разных лет, около 1500 человек, их заслуга. Огромное спасибо начальнику ЭВЗРКУ генерал-майору Солдатову В.Т. за то, что он есть и то, что он сделал для училища. Это настоящий генерал. Поэтому я прошу разрешения обратиться к нему со словами: « Мой генерал!...Вы этого достойны.»
    А что у меня сейчас? Пенсия, дети, внуки, правнук. Увлекаюсь живописью, уже было три выставки. Ждём дачный сезон.





    Ю.Г.Куковский. Полковник в отставке, выпускник Энгельсского училища ПВО – военно-технического училища ПВО 1959 года.

    Категория: Истории училища посвящается | Добавил: pitstop (27.12.2012) | Автор: Куковский
    Просмотров: 6537 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 1
    1 pitstop  
    Лев Николаевич, свяжитесь с администратором сайта по системе "Обратной связи" - она есть в меню сайта. Я думаю, ваши воспоминания для истории училища представляют большой интерес.
    С уважением, Владимир. (Приношу свои извинения за столь продолжительное молчание).

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    КТО НА САЙТЕ
    Форма входа
    Поиск
    Сообщества
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz