Командарм ЮРЬЕВ остаётся на передовой
Виталий ШАБАНОВ, газета «Действительно»
Топ-менеджеры высшего звена управления ВАЗа всегда были
людьми закрытыми для прессы, хоть интерес к ним у читающей публики всегда
присутствовал. Нынешняя же команда управленцев, выходцев из Рособоронэкспорта,
в этом отношении даст серьезную фору своим предшественникам. Тем приятнее было
для нас согласие на беседу, неожиданно данное одним из них — исполнительным
директором по взаимодействию с государственными органами Евгением ЮРЬЕВЫМ.
— Евгений Леонидович, расскажите о себе. Кто вы и откуда?
— Я родился в 1951 году в семье военного и медработницы.
Папа, Леонид Павлович, в конце 50-х попал под хрущевское сокращение Вооруженных
сил и в звании майора уволился из армии. Так как моя мама, Анна Степановна,
была родом из Хрящевки, семья переехала на ее родину. Отец умер, когда я учился
в девятом классе. После окончания школы у меня не было сомнений, куда пойти
учиться. Я увлекался радиотехникой, первый свой приемник спаял в 12 лет, хотел
продолжить семейную традицию и поэтому в 1968 году поступил в Энгельсское зенитное
ракетное училище. Когда учился на третьем курсе, женился.
— Жену нашли в Энгельсе?
— Нет, Клавдия Дмитриевна тоже хрящевская. Мы были знакомы
со школы.
После окончания училища мы уехали служить в Сибирь, под
Томск. Служил я в войсках ПВО. Первая командная должность — начальник разведки
дивизиона — командир взвода. Потом был главным инженером радиолокационного
комплекса и начальником командного пункта полка. Прослужив восемь лет в Сибири,
поступил в Калининскую, ныне Тверскую, командную академию ПВО. После академии
был назначен командиром зенитного ракетного дивизиона в Саках, под Евпаторией.
Дивизион из 14 подразделений занимал предпоследнее место. Через год он был уже
вторым.
С Украины в 1984 году меня перевели в ГДР. Я стал
начальником штаба бригады в городе Лейпциге. Это была, наверное, самая крупная
по тем временам бригада в системе ПВО. Она прикрывала 12 аэродромов юга
Германии. Служба была очень тяжелой и ответственной. Тогда над Европой летали
скоростные самолеты-разведчики SR-71. Они долетали до границы с ГДР напротив
Магдебурга, а дальше уходили на северную территорию в сторону Североморска или
вдоль чешской границы. Для борьбы с ними был развернут комплекс С-200. Чтобы
контролировать эти полеты, нам приходилось приводить дивизионы в готовность к
открытию огня по возможным самолетам-нарушителям. Самолеты эти бомбовой
нагрузки не несли, но фиксировали наши частоты и фотографировали объекты.
— Были ли в то время случаи боевого применения ракет?
— Нет. Но на грани этого мы несколько раз находились. О
нарушениях немедленно докладывали по команде. Были случаи, когда гражданские
или транспортные самолеты стран НАТО как бы теряли ориентацию и связь,
углубляясь в сторону Берлина. После принятия соответствующих мер связь
моментально появлялась.
— Свои действия с союзниками вы согласовывали?
— Нет, мы просто ставили их в известность. Главкомом ПВО ГДР
был тогда генерал-полковник РЕЙНГОЛЬД, он прекрасно все понимал. Это был
опытнейший человек, бывший ас Люфтваффе. В Великую Отечественную он даже сбил пять
наших самолетов.
— Задачу, которую вам не пришлось выполнить в Германии,
несколько позже выполнили ваши коллеги на Дальнем Востоке. Я имею в виду сбитый
ими южнокорейский «Боинг». Оцените эту ситуацию как профессионал.
— Командиром дивизии на Камчатке был мой товарищ. Он давал
команду на уничтожение, так что ситуацию я знаю. Это была однозначно провокация
спецслужб США. Вы помните, что «Боинг» прошел через Камчатку и был сбит над
Сахалином. Во время полета он пытался вскрыть нашу дальневосточную систему ПВО.
Так что решение было единственно верным. Другое дело, что сбить его надо было
еще над Камчаткой.
— Решение принималось военными или политическим руководством
страны?
— Военными. Наше высшее командование в ту пору было
достаточно профессиональным. Речь шла об обороноспособности страны, и политика
отступила на второй план. В той ситуации пострадал один человек — командир
камчатской дивизии. Он был назначен с понижением, но не за то, что сбили
корейский самолет, а за то, что тот долетел до Сахалина.
— Вспомним еще один случай — воздушное хулиганство немца
РУСТА, оставшегося фактически безнаказанным. Он ведь пролетал над территорией,
которую позже прикрывала ваша дивизия.
— Это было не хулиганство, а спланированная акция. Ее цель —
снятие с должности министра обороны СССР маршала СОКОЛОВА. Это был сильнейший
военачальник. Ему не мог противостоять ГОРБАЧЁВ, который и воспользовался
ситуацией.
В случае с РУСТОМ серьезно пострадали наши люди. Сняли
министра обороны, командующего армией. Два оперативных дежурных получили по
четыре года тюрьмы. Более того, с целью «укрепления» ПВО в ней наполовину
сократили количество дивизий и корпусов.
Вообще, горбачевское время прошло под знаком шельмования
армии. Военные были преданы родным государством. Прошли управленческие реформы,
значительно понизившие обороноспособность страны. К сожалению, эту линию
продолжил и Борис ЕЛЬЦИН. Чего стоит только проведенное им объединение ВВС и
ПВО. Их численность до реформы составляла по 600 тысяч человек, а суммарная,
после объединения, составила 190 тысяч.
— Вы в то время занимали уже достаточно высокие посты,
общались, наверное, с министрами обороны?
— Я хорошо знал Павла ГРАЧЁВА. Он говорил: «Я людей как
картошку в поле сажать не буду!» На деле же при нем была уничтожена группа
войск в Германии. Людей и технику тогда как раз и вывели в чистое поле и в
заброшенные поселения. Уровень ГРАЧЁВА — командир дивизии. Как министр же он не
мог стратегически осмыслить последствия решений политического руководства
России и собственных. Страну спасло тогда только то, что в советское время
офицерскому корпусу была привита любовь к Родине и Вооруженным силам. Мы
выполняли задачи оставшимися силами и средствами.
— Вернемся к службе, Евгений Леонидович. Как она проходила
дальше?
— В Лейпциге через год я стал командиром бригады и получил
свой первый орден — «За службу Родине в Вооруженных силах» третьей степени. В
последующем был назначен на должность начальника штаба дивизии в Карелию, в
город Петрозаводск. После Петрозаводска я стал начальником штаба Тбилисской
дивизии. Ее части располагались на территориях нынешних трех независимых
государств: Грузии, Армении и Азербайджана. Тогда только что отгремели
тбилисские события, разгорался армяно-азербайджанский конфликт. Однажды на
границе обстреляли нашу радиолокационную роту. Погиб человек. Мы вылетели туда
с начальником политотдела и попали в плен к боевикам. Нас продержали три дня и
отпустили, но пришлось пробыть на границе еще трое суток: спали с автоматами,
пистолетами и гранатами под подушкой.
В мою бытность там состоялся и печально известный полет
немецкого пилота ШНЕЙДЕРА. Если помните, он на легкомоторном самолете прошел с
моря по ущелью, приземлился на аэродроме в районе Батуми, положил корзину с
цветами, записку с благодарностью ГОРБАЧЁВУ и сто долларов штрафа за нарушение
государственной границы СССР. С этим случаем потом три дня разбиралась
московская комиссия. Время готовности к стрельбе нашего батумского дивизиона
было четыре минуты, ШНЕЙДЕРУ же, чтобы уйти назад в ущелье, хватило двух.
Никого тогда не наказали.
Вообще, должен сказать, что это богатейший край. Простые
люди к русским там относятся замечательно. Суверенитета же хотели только
местные князьки да бандиты. Оттуда, после двух лет службы, я был переведен в
Ростов на должность заместителя командира корпуса ПВО. Два наших полка стояли в
Грозном.
— Это как раз совпало по времени с чеченскими событиями?
— Да! И мне пришлось в них поучаствовать. За четыре дня до
выборов президента Чечни, после которых к власти пришел Джохар ДУДАЕВ, я
получил приказ вывезти с полкового склада НЗ оружие. На нем хранилось около
десяти тысяч стволов и десятки тонн боеприпасов. Ясно было, что все это
достанется боевикам. Я вылетел в Грозный с приказом во что бы то ни стало
вывезти оружие. Попытался встретиться с ДУДАЕВЫМ, но он в последний момент от
встречи отказался. Мне пришлось провести длительные и очень тяжелые переговоры
с начальником его генерального штаба по фамилии, кажется, МЕРЖУЕВ. Я потребовал
снять блокаду с военного городка, так как боевики обыскивали даже выходящих с
территории женщин. Мною был поставлен ультиматум, что в противном случае в
Грозный будут дополнительно введены воинские части. Блокада была снята, и
дудаевцы просили, чтобы не было нашего вмешательства в ход президентских
выборов.
Я вызвал условным сигналом из Ростова вертолет МИ-26,
который сел на аэродроме в Ханкале. Была подготовлена автоколонна, и в три часа
ночи, загрузив под завязку машины оружием, мы совершили марш на аэродром.
Обеспечивали движение колонны на личном транспорте, установив дежурство на
перекрестках. Я сам ехал на «Жигулях», имея при себе автомат, пистолет и
гранаты.
Когда перегрузили оружие в вертолет, он еле взлетел. Потом
пришел второй. Таким образом мы предотвратили вооружение целой дивизии
боевиков.
— А что стало с боеприпасами?
— Утром в расположение ворвались боевики и буквально за 15
минут все растащили. Солдат они раздевали догола, отбирали у них
обмундирование, над офицерами издевались, но никого не убили. Потом до меня
доходили слухи, что за эту операцию дудаевцы объявили меня врагом чеченского
народа.
— Сколько вы прослужили в Ростове?
— Год и уехал учиться в академию Генерального штаба. Через
два года закончил ее, получил по выпуску звание генерал-майора и улетел служить
на Камчатку командиром дивизии.
— Большой у академии выпуск?
— Нет. Нас было по всем факультетам около сотни человек. Это
на все Вооруженные силы. Сейчас выпускается меньше.
Служба на Камчатке проходила во времена безденежья и резкого
сокращения финансирования армии. Мы даже перестали ездить стрелять на
специальные полигоны. Мне тогда впервые пришлось участвовать в стрельбах с
места постоянной дислокации. Отстрелялись мы на отлично, хоть это и было
сопряжено с большим риском. Меня даже американцы потом поздравили в наших
радиосетях с успешной стрельбой. Поиздевались таким образом и
продемонстрировали свою осведомленность.
— Заканчивали службу вы в Екатеринбурге?
— Да, в должности командующего армией и в звании
генерал-лейтенанта. Армия ВВС и ПВО выполняла задачи по прикрытию 22 субъектов
федерации, где проживает около 50 миллионов человек. Кроме этого, части армии
прикрывали Казахстан, Киргизию и Таджикистан. По роду своей деятельности мне
приходилось работать с губернаторами, видными политиками, встречаться с
президентами независимых государств, в том числе и с Владимиром Путиным. Он в
октябре 2003 года открывал российскую авиационную базу в городе Кант в
Киргизии.
— Вы могли продолжить службу?
— Мог, но в 55 лет, а генерал-лейтенант служит до этого
возраста, написал рапорт и уволился со службы. Мне предлагались вышестоящие
должности, но я посчитал, что не буду в Москве достаточно самостоятелен в
принятии ответственных решений. Я предпочел вернуться в родное село, в
Хрящевку.
— А как попали на автозавод на свою нынешнюю должность?
— Мне предложило занять ее руководство Рособоронэкспорта.
Завод строился на моих глазах, связи с малой родиной я не терял. Мне
показалось, что я могу принести пользу отечественному автопрому в тяжелые для
него времена, и я согласился. Теперь вижу, что поступил правильно, оставшись
таким образом на передовой (смеется).
— Евгений Леонидович, и последний вопрос. Среди ваших
многочисленных государственных наград особняком стоят два православных ордена.
Кто и за что вас ими наградил?
— Ордена в 2002 и 2005 годах вручил мне архиепископ
Верхнетурский и Екатеринбургский владыка Викентий. С рядом епархий, в том числе
и с Екатеринбургской, у армии были подписаны договоры о сотрудничестве в деле
возрождения духовности и ответственности человека перед государством. Проводилась
большая воспитательная работа среди военнослужащих по верности воинскому долгу. Адрес этой статьи в Интернете: http://www.press-volga.ru/2007-06-29/7/ (Я понимаю, что статья несколько устарела, она все же за 2007 год, может быть в работе и жизни этого человека что-то изменилось за последние три года, но она дает нам возможность узнать что было в жизни выпускника Юрьева до 2007 года, а было, как видно, не так уж и мало. В.Михайлов)
Под руководством генерал-лейтенанта Юрьева Е.Л. на
территории Киргизии сформирована авиационная база «Кант», которая стала
авиационной составляющей коллективных сил быстрого развертывания Организации
Договора о коллективной безопасности.
Личный состав армии обеспечивал запуски и посадку всех
пилотируемых и беспилотных космических объектов. За время командования армией
генерал - лейтенантом Юрьевым Е.Л. все запуски и посадки были обеспечены с высоким
качеством.
По итогам 2003 - 2005 г.г. армия признавалась лучшей в
Военно-воздушных Силах и Вооруженных сил Российской Федерации по вопросам
боевой готовности, боевой подготовки, состояния воинской дисциплины и
правопорядка.
За образцовое выполнение воинского долга и обеспечение
обороноспособности страны, личному составу армии, одному из первых объединений
в Вооруженных Силах РФ, распоряжением Президента Российской Федерации объявлена
благодарность.
Службу в Вооруженных Силах РФ закончил командующим 5 армией
ВВС и ПВО в апреле 2006 года.
В июне 2006 года принят на работу в ОАО «АВТОВАЗ» на
должность заместителя генерального директора по социально-экономическому
развитию и взаимодействию с государственными органами.
С июня 2007 года в должности исполнительного директора по
взаимодействию с государственными органами ОАО «АВТОВАЗ».
Член Всероссийской партии «Единая Россия», член Президиума
регионального политического совета партии «Единая Россия», заместитель секретаря
регионального отделения политического совета партии «Единая Россия».
|